В Пхеньяне на днях открыли новое здание Центральной школы по подготовке партийных кадров. Тут примечательно два момента.
Первое: культ личности Ким Чен Ына взял новую высоту. И во дворе этой самой школы, и во всех аудиториях теперь висит по три портрета - деда, сына и внука. До этого, традиционно, их было только два (для привилегированных персон трехпортретный вариант существовал и раньше, но там был не третий Ким, а Ким Чен Сук, первая жена Ким Ир Сена).
Второе: в той же школе вывесили портреты Маркса и Ленина, и меня терзают смутные сомнения, что это те самые портреты, которые когда-то висели в центре Пхеньяна.
Последнее примечательно потому, что, возможно, связано с определённым идеологическим консерватизмом Ким Чен Ына. Его отец был тот ещё новатор - концепция сонгун, в частности, предполагала, что в новых условиях ведущим революционным классом являются уже не рабочие, а народная армия.
Ким-3, в свою очередь, делает ставку именно на партию и постоянно и толкает речи про рабочий класс.
* * *
Опыт Северной Кореи - опыт крайне интересный и пугающий, в том числе потому, что именно сейчас он становится уникальным по своей продолжительности.
РСФСР-СССР просуществовали 74 года.
Северная Корея существует уже 76-й год. И, судя по всему, может так жить ещё очень долго.
Столь продолжительного коммунистического эксперимента, при столь высокой концентрации элементов исходного, сталинского социализма, в мире ещё не было.
Какого рода мутация случится в конечном итоге, мы можем предполагать, но знать - не можем.
! Орфография и стилистика автора сохранены